Инспекция Департамента контроля и надзора
за строительством по г. Минску

Горячая линия:+375 17 337-39-85 (с 9.00 до 12.00)
Подробнее

Инспекция Департамента контроля и надзора
за строительством по Минской области

Горячая линия: +375 17 200-80-61 
Подробнее

Инспекция Департамента контроля и надзора
за строительством по Гомельской области

Горячая линия: +375 23 234-51-74
Подробнее

Инспекция Департамента контроля и надзора
за строительством по Витебской области

Горячая линия: +375 21 262-68-83 
Подробнее

Инспекция Департамента контроля и надзора
за строительством по Брестской области

Горячая линия: +375 16 21-47-80
Подробнее

Инспекция Департамента контроля и надзора
за строительством по Гродненской области

Горячая линия: +375 15 274-34-15
Подробнее

Инспекция Департамента контроля и надзора
за строительством по Могилевской области

Горячая линия: +375 22 231-03-62 
Подробнее

Специализированая инспекция Департамента
контроля и надзора за строительством

Горячая линия: +375 17 361-00-71
Подробнее

Цели и задачи

Органы государственного строительного надзора являются составной частью системы государственного регулирования строительной деятельности на территории Республики Беларусь и осуществляют государственный строительный надзор за объектами строительства независимо от их назначения, форм собственности, источников финансирования и способов строительства, за исключением объектов, на которых не требуется направление уведомления о выполнении строительно-монтажных работ, а также объектов, подконтрольных другим органам государственного надзора в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
В структуру органов государственного строительного надзора входят:
Главной задачей органов государственного строительного надзора является надзор за соблюдением участниками строительной деятельности установленного порядка строительства, требований технических нормативных правовых актов и проектной документации в целях обеспечения безопасности и эксплуатационной надежности объектов строительства.

Полномочия органов государственного строительного надзора

Органы государственного строительного надзора в соответствии с законодательством:
  • принимают в установленном порядке уведомления о выполнении строительно-монтажных работ, регистрируют объекты и ведут их учет;
  • осуществляют надзор за соблюдением требований проектной документации в целях обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности при выполнении строительно-монтажных работ, а также за соответствием используемых при строительстве строительных материалов, строительных изделий и строительных конструкций проектным решениям в формах мероприятий технического (технологического, поверочного) характера и мер профилактического и предупредительного характера;
  • выдают в пределах компетенции заключения о соответствии принимаемого в эксплуатацию объекта строительства проектной документации (в части требований безопасности и эксплуатационной надежности);
  • участвуют в работе комиссий по расследованию обстоятельств (причин) строительных аварий;
  • рассматривают обращения юридических и физических лиц по вопросам, отнесенным к их компетенции;
  • участвуют в разработке технических нормативных правовых актов, методических документов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
  • организуют повышение квалификации работников органов государственного строительного надзора, их аттестацию;
  • при решении входящих в их компетенцию вопросов взаимодействуют при необходимости с республиканскими органами государственного управления и иными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями;
  • осуществляют иные функции, предусмотренные законодательством.
Органы государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности выносят требования (предписания) о приостановлении (запрете) выполнения строительно-монтажных работ на объектах в случае выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью физических лиц, окружающей среде, а именно:
  • дефектов и (или) нарушений, создающих угрозу деформации либо обрушения объектов, их частей, инженерных коммуникаций, конструкций;
  • самовольного строительства или строительства с отступлением от проектной документации на объектах, на которых должен осуществляться государственный строительный надзор;
  • выполнения строительно-монтажных работ без направления или с направлением не в установленном порядке уведомления о выполнении строительно-монтажных работ.
Органы государственного строительного надзора направляют в Министерство архитектуры и строительства предложения о прекращении действия квалификационных аттестатов, аттестатов соответствия в случае, если их обладатели неоднократно (два и более раза в течение календарного года) привлекались к административной ответственности за нарушение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве, выполнении работ по обследованию объектов, невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей при осуществлении авторского надзора и технического надзора.
Органы государственного строительного надзора направляют заказчикам, застройщикам, подрядчикам, разработчикам проектной документации, организациям, производящим строительную продукцию, представления о (об):
  • привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих законодательство в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и не выполняющих требования (предписания) органов государственного строительного надзора;
  • отстранении от работы на объектах должностных лиц подрядчиков, систематически не обеспечивающих выполнение требований проектной документации, а также работников, неудовлетворительно осуществляющих контроль за качеством работ, авторский надзор и технический надзор;
  • запрете использования строительных материалов и строительных изделий, не соответствующих обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов.

Права органов государственного строительного надзора

Органы государственного строительного надзора имеют право в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности:
  • рассматривать соответствие законодательству представляемых по их требованию документов и сведений, указанных в уведомлении о выполнении строительно-монтажных работ;
  • беспрепятственного доступа на все объекты, в отношении которых осуществляется надзор, независимо от их назначения, формы собственности, источников финансирования и способов осуществления строительной деятельности при предъявлении служебных удостоверений и предписаний на проведение проверки, решений о проведении осмотра объекта, а в отношении объектов, доступ на которые ограничен в соответствии с законодательством, – также иных документов, предусмотренных законодательством для допуска на такие объекты;
  • получать безвозмездно и без ограничений от заказчиков, застройщиков, подрядчиков, разработчиков проектной документации разрешительную документацию на строительство, проектную, технологическую и исполнительную документацию, необходимые для осуществления возложенных на органы государственного строительного надзора полномочий;
  • при проведении мероприятий технического (технологического, поверочного) характера выносить заказчикам, застройщикам, подрядчикам, разработчикам проектной документации обязательные для выполнения требования (предписания) об устранении допущенных при строительстве нарушений, о проведении за их счет выборочных вскрытий для осмотра, освидетельствования отдельных узлов и элементов объектов и конструкций, проведения дополнительных испытаний грунтов, материалов, инженерных систем, выполнения съемок, замеров;
  • в случае выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью физических лиц, окружающей среде вручать (направлять) предложения о приостановлении (запрете) деятельности субъектов (их цехов, производственных участков), объекта строительства до устранения нарушений, послуживших основанием для вручения (направления) таких предложений;
  • направлять в органы по сертификации предложения о приостановлении (прекращении действия) сертификатов соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь;
  • производить отбор образцов строительных материалов и строительных изделий для проведения лабораторных испытаний и экспертизы;
  • привлекать на платной основе специалистов научных и проектных организаций для участия в осуществлении контроля за соблюдением участниками строительства обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, а также в проведении строительно-технических экспертиз;
  • направлять материалы о правонарушениях в строительстве в правоохранительные органы;
  • в случаях, предусмотренных законодательными актами, составлять протоколы об административных правонарушениях и выносить постановления о наложении административного взыскания;
  • осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством о контрольной (надзорной) деятельности.
Финансирование инспекций Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации по областям и городу Минску и специализированной инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации осуществляется за счет целевых отчислений, производимых заказчиками, застройщиками – юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями от стоимости строительно-монтажных работ по объектам строительства (возведения, реконструкции, реставрации, капитального ремонта) в порядке и размерах, установленных Советом Министров Республики Беларусь.
 
Действия работников органов государственного строительного надзора могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством. Подача жалобы не влечет приостановления выполнения решений этих органов.